Детский сад №2, город Макеевка
|
Как подготовить руку к письму детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.Учитель-дефектолог высшей категории, учитель-методист МБДОУ №2 Лисичкина Нина Павловна Подготовка руки к письму старших дошкольников с нарушениями зрения является одним из важных фактором для успешного обучения в школе. Общеизвестно, что первоклассники испытывают трудности при овладении навыками письма, потому что техника письма требует зрительно-моторной координации, то есть слаженной работы мелких мышц кисти руки и глаза. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Особые трудности испытывают дети с нарушениями зрения, так как из-за снижения зрения им сложно овладеть различными предметно-практическими действиями по подражанию, как это происходит у нормально видящих детей. У таких детей зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в письме, развиты слабо, не совершенны. Дети с нарушениями зрения часто не могут соединить две точки прямой линией, плохо рисуют, раскрашивают, не различают клетки. Они быстро устают, их движения становятся недостаточно четкими, координированными. Именно зрительные и пространственные нарушения, слабая моторика пальцев рук затрудняют процесс подготовки к письму. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальной коррекционно- педагогической работе по подготовке руки к письму. Сам процесс овладения навыками письма детьми с заболеваниями зрительной системы осуществляется с учетом их возрастных и психологических особенностей, вида и тяжести сопутствующих заболеваний и зрительного диагноза. Это даёт возможность правильно определить формы и методы работы и дозировку конкретно для каждого ребенка. Работа по подготовке руки к письму проходит в три этапа: 1-й этап - развитие руки, основной задачей которого является развитие мелкой моторики руки, снятие напряжения или вялости в кисти и формирование правильного захвата орудия письма; 2-й этап — подготовка к технике письма, в процессе которого развивается пространственная ориентировка, ритмичность в движениях руки, осуществляется знакомство с разными видами разлиновки в тетради; 3-й этап - формирование графических умений, в процессе которого происходит обучение рисованию графических элементов разной конфигурации. На первом этапе большое внимание нужно уделять развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, легкости руки, сенсорно-двигательных координаций, способствующих выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Они чаще полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Поэтому с младшего возраста необходимо предлагать простые упражнения и игры: массаж, пальчиковые игры, игры с крупой, песком, пуговицами, бусинками, веревочками, мелкими предметами. Для детей эти игры очень эмоциональны и увлекательны, они так же оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При этом кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. У детей пользуются большой популярностью такие игры, как различного рода мозаики, конструкторы, пазлы разных размеров, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей. Для формирования правильного распределения мышечной нагрузки руки проводится работа со штампами, пластилином, вырезание ножницами. раскрашивание и рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, красками, цветными карандашами, мелом). Это так же способствует развитию ручной умелости. В старшем возрасте упражнения усложняются, а так же увеличивается время проведения перечисленных видов игр. На втором этапе происходит развитие навыков пространственной ориентации и зрительно-двигательной координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке, быстрое нахождение левой и правой сторон и т.п. На этом этапе детям предлагаются разнообразные упражнения: практическое определение направлений микропространства (вверху, внизу, справа, слева, в центре); размещение предметов на плоскости по образцу и словесному указанию («Положи квадрат в правый верхний угол, а круг - в левый нижний»). Через игровые упражнения формируются умения детей ориентироваться в разлинованной тетради. Сначала детей знакомим с понятием «разлиновка» - это разные линии, которые служат опорой для будущих букв, цифр. Дети рассматривают школьные тетради в клетку и линейку. Затем происходит знакомство с разлиновкой «линейка». Детям предлагается разместить мелкие плоскостные предмет ы (пуговицы, семена тыквы, арбуза) между линиями, не выходя за границы. Работа в тетрадях в клетку проводится последовательно. Сначала знакомим с самой клеткой, сравниваем с геометрической формой (квадрат) Далее дети выполняют задание «Продолжи узор», рисуют вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них. Следующий вид работы в тетради в клетку печатание по клеточкам цифр, а затем рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её) В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация, развиваются произвольное внимание, зрительная память. На последнем этапе проводится работа по формированию зрительно-двигательных образов и представлений, развитию аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и графических элементов разной конфигурации, поэлементно-целостным способом Игровые упражнения на данном этане предлагаются с целью анализа и синтеза графических условных изображений предметов. Сначала условные изображения предметов предлагаются в виде линий и в виде геометрических фигур. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубочки, чешуйки у рыб и т.н. Здесь можно предлагать задания на дорисовывание недостающих деталей предметов, обводку лекал, штриховку и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Затем работа усложняется: дорисовываются узоры, бордюры, орнаменты и лабиринты. Формирование графических навыков включает в себя рисование линий разной конфигурации: прямых горизонтальных, вертикальных, наклонных, ломаных и волнистых. Оно из главных требований к выполнению данных упражнений заключается в следующем: рука ребёнка всегда движется слева направо и сверху вниз. Коррекционно-педагогическая работа но формированию автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза органически включается в различные виды деятельности детей. Все вышеперечисленные игровые упражнения проводятся как часть непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений, а также на групповых и индивидуальных занятиях тифлопедагога, учителя-логопеда. При этом необходимо следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя, так как исправлять неправильные навыки письма значительно труднее. Благоприятной основой для подготовки к письму является заинтересованность детей и создание условий для этой деятельности. Только систематическая коррекционно-педагогическая работа по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения способствует развитию мелких мышц кисти рук, предплечий, формированию механизмов программирования сложно-координированных действий, увеличивает выносливость к статическим нагрузкам. Именно овладение навыком письма является важным фактором для успешного обучения в школе. Литература: 1. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей [Текст] / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007 - 46с. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина - Ярославль.: Академия развития, 998. - 192с. 3. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, - М, 2000. - 89с. 4. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. [Текст] / Е.Н. Российская. - М.: Айрис - пресс, 2005. -240с. 3 марта 2023 в 09:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.