Детский сад №2, город Макеевка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вместе с детьми. Развиваем умение ориентироваться в микроплоскости (книга, тетрадь)»

Учитель-дефектолог высшей категории МБДОУ №2 Ромчук Инна Александровна

Пространственная ориентировка – это умение человека в каждый момент времени правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них. Пространственная ориентировка осуществляется на основе пространственных представлений, которые в свою очередь формируются за счёт зрительного восприятия пространства. С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир – форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива. При значительном снижении зрения или его отсутствии появляются ограничения в ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения. Недостатки в развитии пространственной ориентировки, существующие у детей с нарушением зрения, в дальнейшем могут оказать влияние на их самостоятельность и активность во всех сферах жизни. Недостаточность пространственных представлений у детей с патологией зрения выражается в нарушении схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отображающих пространственные отношения. Из этого следует, что пространственная ориентировка – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией в значительной степени зависит от его умения самостоятельно ориентироваться в пространстве.

Т. С. Комарова, В. В. Гербова, описали четыре периода развития пространственной ориентировки: 1. В возрасте с 3-4 лет дети начинают понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя полочка;

 2. В возрасте 4-5 лет дети способны различать направления перемещения от себя: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз, могут дифференцировать левую и правую руку;

3. В 5-6 лет дети обозначают словами своё месторасположение среди предметов и людей, а также расположение одного предмета по отношению к другому;

4. К 7 годам дети уже могут самостоятельно и в полном объеме ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку.

Методика «Практическая ориентировка» (По Л. И. Плаксиной) .

 Цель: определить наличие представлений о микроплоскости и микропространстве и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, использовать схему. Используемый материал: лист бумаги, карандаши, игрушки, схема с контурным изображением предметов. Методика состоит из 4 заданий:

 1) Нарисовать геометрические фигуры по словесным указаниям: «Нарисуй на листе бумаги: в центре – круг; слева – квадрат; выше круга – треугольник; ниже – прямоугольник; над треугольником – 2 маленьких круга; под прямоугольником – маленький круг».

2) Расставить игрушки в шкаф с тремя полками по словесному указанию: «На среднюю полку в левый угол посадить мишку. На нижнюю, в середину поставить матрёшку и т.д.». После назвать местоположение.

3) Рассказать о местоположении окружающих предметов относительно самого ребёнка: «Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».

4) Выполнить действия с предметами ориентируясь по схеме: «Посмотри на схему и расставь предметы на столе в соответствии со схемой. Расскажи о местоположении каждой игрушки». В ходе выполнения этих заданий ребёнку нужно проявить навыки ориентировки по словесному указанию, узнать и назвать предметы, наполняющие пространство комнаты и показать умение действовать используя схему.

Методика «Пространственно-арифметический диктант» (По Е. К. Вархотовой, Н. В. Дятко, Е. В. Сазоновой).

 Цель: определить наличие у ребёнка умения ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз), умения действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать её в памяти. Используемый материал: таблица с девятью клетками . Ребёнку необходимо выполнить движения по клеточкам по инструкции педагога:

1) Посмотри, здесь нарисована девочка. Если она из своей клеточки пойдёт вправо на одну клеточку то, где она окажется? Что она там найдёт? Сколько?

 2) Дальше она из этой клеточки пойдёт вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у неё теперь стало морковок?

3) Теперь она идёт на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у неё морковок? 4) Девочка идёт ещё на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у неё 2 морковки. Сколько у неё их осталось?

5) Она идёт ещё на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у неё теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

 6) Девочка идёт вниз. Кого она встретила? Она отдаёт ему 2 морковки. Сколько у неё их осталось? Ребёнок может следить пальчиком, куда идёт девочка.

Дидактические игры и упражнения по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения. 

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательные интересы. Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных взаимосвязей. Увлеченность ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию. В играх дети с косоглазием и амблиопией получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Е.Н.Подколзина предлагает несколько групп игр и упражнений, направленных на отработку навыков ориентировки в пространстве:

1. Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства;

2. Игры и упражнения на ориентировку в процессе передвижения;

3. Игры и упражнения на микроориентировку;

4. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием схем и планов.

Главной задачей ДОУ с нарушением зрения является подготовка детей к школе, а одним из направлений решения этой задачи – развитие у дошкольников навыков ориентировки на микроплоскости. Эти навыки необходимы ребенку во всех видах школьной деятельности, а особенно в ориентировке на страницах тетради, учебника, в пространстве парты, учебной доски. Поэтому важное место в коррекционно-педагогической работе занимают игры и упражнения на микроориентировку. Так как ведущей коррекционноразвивающей формой воздействия на ребенка я выбрала игру, то основным методом – практические действия с ребенком, являющиеся наиболее эффективными для коррекции недостаточности чувственного опыта детей. Для детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием из своего опыта работы предлагаю проведение следующих игр:

1. Дидактическая игра «Котята разбежались».

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Тифлопедагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т.д.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

 Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

 Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. Ход игры: тифлопедагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы), а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.

3. Дидактическая игра «Дрессированные котята»

 Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. Ход игры. Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика». Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей. Игрушки (фигурки или картинки) могут быть разные: медвежата, лисички, зайчики, фигурки детей, машинки (вариант игры «Машины разъехались»).

4. Дидактическая игра «Разноцветные трапеции» (вариант «Разноцветные домики») Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей из двух детей.

Программное содержание: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, лист бумаги) и обозначать в речи пространственные направления, формировать элемент учебной деятельности.

 Материал: фланелеграф, 6 трапеций разного цвета. Ход игры. Дети рассматривают изображения цветных трапеций, называют их, отвечая на вопрос тифлопедагога: «Где расположена трапеция красного цвета?» «Какого цвета трапеция находится в правом верхнем (левом нижнем) углу?» и т.п.

5. Дидактическая игра «Где что находится?»  Игра проводится индивидуально или с подгруппой из двух детей.

 Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на микроплоскости, обозначать в речи расположение предметов в микропространстве.

Материал: стол, набор мелких игрушек (елочки, грибки, фигурки животных, детей, машинки). Ход игры. Тифлопедагог предлагает детям рассказать, где какие игрушки находятся. Например: «На середине стола стоит елочка, под елочкой машинка, справа от машинки зайчик, впереди елочки уточка» и т.п.

6. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

 Программное содержание: учить детей ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, стол) и обозначать в речи пространственное расположение объектов.

 Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев (по сказкам «теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.) Ход игры. Сначала сказку рассказывает тифлопедагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от НифНифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.

7. Дидактическая игра «Красная шапочка»

Программное содержание: учить ориентировать на микроплоскости (лист с рисунком ландшафта, содержащий признаки удаленности), обозначать пространственное расположение, вводить понятия «ближе-дальше» в словарь.

 Материал: лист с рисунком ландшафта, два домика. Ход игры. Тифлопедагог начинает рассказывать сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки. Какой домик находится близко? Расскажи, где находится. А где находится домик бабушки? Расскажи о его месторасположении» и т.п. Эту игру можно проводить, как игровое упражнение: домики нужно рисовать, дорисовать сказку и рассказать по своему рисунку. В процессе проведения выше названных игр дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве: вверху-внизу, слева-справа, в правом верхнем (нижнем) углу, в левом нижнем (верхнем) углу, впереди справа, внизу слева.

Такие же задачи решаю при проведении игровых упражнений:

1. Разложи на фланелеграфе: в середине трапецию, в левом верхнем углу ромб, в правом нижнем углу треугольник и т.д.

 2. Нарисуй в правом верхнем углу солнце, а в левом верхнем углу цветок и т.д. После выполнения заданий такого типа предлагается рассказать, что где расположено.

 3. Разложи игрушки на фланелеграфе (столе, листе бумаги), как я скажу; назови их местоположение.

 4. Обведи геометрические фигуры (предметы) по контору (по трафарету) в той последовательности, какой я скажу.

 5. Расставь игрушки на столе по предложенной схеме и расскажи, как они расположены.

6. Нарисуй схему расположения предметов на столе и расскажи об их местоположении.

7. По схеме с изображением геометрических фигур расставь на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.

8. Нарисуй расположение игрушек (геометрических фигур) на листе, отраженном в зеркале, и в действительности на столе. Найди различия в изображениях и расскажи, в чем они состоят. 9. На верхней полоске листа обведи по трафарету три ромба (елочки, зайчики, машинки, цветки и др.), на нижней полоске обведи по трафарету трапеций на одну больше, чем ромбов. 10. Обведи по трафарету в правом верхнем углу цифру «1», в левом нижнем углу цифру «5», в середине цифру «6» и т.п.

Использование трафаретов осуществляется с учетом зрительных нагрузок в зависимости от остроты зрения. Провожу много игровых упражнений на тренировку пространственного поиска (лабиринты). В этих упражнениях развиваю умение использовать ориентиры в задачах поиска, формирую умения последовательно ориентироваться от пункта к пункту. Например: «Идем вместе с Белоснежкой к гномику в красном колпачке, дальше к гномику в желтом колпачке». В лабиринтах с ориентирами использую не только картинки, но и цифры, и буквы (это важно для подготовки детей к школе). Упражнения в тетради в клетку помогают совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении; формировать умение находить заданную точку по ориентирам, понимать пространственное расположение: верхняя строчка, нижняя строчка, отступить влево, вправо, вверх, вниз; вырабатывать усидчивость, внимание, формировать элементы учебной деятельности; понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Таким образом, проводимые мною игры и игровые упражнения на микроориентировку помогают детям старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией овладеть навыками самостоятельного ориентирования на микроплоскости, что, в свою очередь, помогает им в школе свободно ориентироваться на поверхности парты, страницах учебника, тетради и в овладении школьными навыками. Эти игры и упражнения могут быть использованы и для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались, и как они пользуются ими в повседневной жизни.

3 марта 2023 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.