Детский сад №2, город Макеевка

ОХРАНЯЕМ И РАЗВИВАЕМ ЗРЕНИЕ. Консультация для родителей учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог высшей категории МБДОУ №2

 Лисичкина Нина Павловна

По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир: форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения, устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направления, воспринимается перспектива. По определению академика Северцева М.И., «глаз является частью мозга, выселившегося наружу».

 К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрениевстречаются далеко не всегда. Дети дошкольного и школьного возраста страдаютразличными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью,дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией («ленивый глаз»)  и косоглазием. С каждым годом число такихдетей растет. Поэтому специалисты придают большое значение профилактике иранней диагностике нарушений зрения.

Частоу нас возникает вопрос: «Почему у моего ребенка или у меня нарушено зрение?».Заболевания глаз могут возникнуть под влиянием разного рода причин. Во многихслучаях подлинного этиологического фактора нарушения зрения установить неудается. В зависимости от времени возникновения нарушения зрения делятся наврожденные и приобретенные.

Кприобретенным формам приводят острые инфекции (грипп, корь, туберкулез,ревматизм, сахарный диабет и другие болезни обмена веществ, заболеванияцентральной нервной системы, травмы глаза, которые приводят к помутнению иразвитию катаракты, в некоторых случаях гибели глаза).

Врожденныепричины также разнообразны. Наследственный фактор является причинойвозникновения врожденной катаракты, гидрофтальма, близорукости, микрофтальма ит.д. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенныхматерью во время беременности вирусных инфекций. Родители и педагоги должнызнать признаки возможного нарушения зрения, при которых ребенка необходимопоказать окулисту. 

Признаки возможного нарушения зрения, при которых ребенка необходимопоказать окулисту

· у ребенка часто бываютпокрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет

 · глаза часто слезятся, есть выделения;

 · ребенок часто жмурится и плотно закрывает веки

 · наблюдая за чем-нибудь ребенок часто склоняет головунабок,

рассматривает предметы иликартинки с очень близкого расстояния;

 · у ребенка часто болит голова;

 · при одинаковом освещении ребенок по-разному воспринимаетцвета и

размеры игрушек;

 · косоглазие, даже если оно едва заметно или проявляетсявремя от времени

 · затуманивание или помутнение зрачков (хрусталикстановится толстым и

через него с трудом проходит свет)

Ранняя диагностика позволяет не только выявитьзаболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии – ведь резкоеснижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира,негативно влияет на формирование речи, памяти, воображения. Первый раз посетитьофтальмолога необходимо еще с новорожденным. В этом возрасте врач сможетопределить наличие глаукомы, катаракты, нистагма, косоглазия, оценить состояниесосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остротузрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяютнепосредственно перед поступлением в школу, а далее – 11-12 и в 14-15 лет. Приэтом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличиеблизорукости или дальнозоркости.

Гигиенические требования к освещению

Степень освещенияпомещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состоянияздоровья их зрения, но и на весь организм в целом.

Поэтому к  организации световогорежима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети,следует подходить комплексно, с гигиенических позиций.

Обязательным требованием является использованиеискусственного освещения.

Игровые игрупповые комнаты необходимо располагать в помещениях, окна которыхориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождениюсвета в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величиныокон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает впомещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее времяохлаждение, в летнее - перегревание помещений. Поэтому площадь застекленнойповерхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный деньна самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк  (минимально допустимая норма освещения).

Прохождению света впомещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощатьдо 25-30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатахдопустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешаютих  по краям окон; пользуются ими в техслучаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечныхлучей. Матовые окна в детских учреждениях не допускаются. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы небыло прямого раздражающего попадания света в глаза.

Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения  педагога с учетом остроты зрения.

· детис низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:

1ряд – с остротой зренияниже 0,4

2ряд – с остротой зрения0,4-0,6

3ряд - с остротой зрения0,6-1,0; 

· прирасходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру

 во 2-3 ряд;

· приразной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадитьлучше видящим глазом к центру;

· еслиу ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположитьсясвободным глазом ближе к педагогу.

· прирассматривании картин рассаживать лучше полукругом

Для лучшегоосвещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона -они отражают наибольшее количество света. Недостаток света сказывается насамочувствии ребенка, состоянии его органа зрения, поэтому, когда естественногосвета в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Установлено, чтопрямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызываеттени большой интенсивности, снижает работоспособность детей. Так, при прямомосвещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а отруки - даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающуюих яркость и дающую рассеянный свет.

Лучшееестественное и искусственное освещение достигается надлежащим уходом заисточниками света, так как замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей,грязь может снижать прохождение света на 25% и больше; значительно снижаетсямощность электрических ламп и по мере их эксплуатации.

Вцелях безопасности детей и предупреждения несчастных случаев от соприкосновенияс электрическим током все электрические приборы в детских учрежденияхнеобходимо располагать  на высоте,недоступной детям, и держать их постоянно закрытыми.

Гигиенические требования к мебели

Наряду с рациональнымпостроением занятий большое значение для охраны зрения детей имеет правильнаяпосадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не толькоуменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствуетсохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровнодержит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягиваетсяво время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазамиребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечиваетнаилучшие условия для зрительной работы. Существуют, как известно, утвержденныеразмеры мебели для детей дошкольного возраста. Врачи и воспитатели детскихсадов должны руководствоваться ими в практической деятельности, чтобыобеспечить правильную посадку детей в соответствии с их ростом.

Надо помнитьи о рациональной расстановке мебели в групповой комнатес тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещенияна столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоятьв самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене.В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расставляютсяв два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы светпадал слева. Поэтому использование четырехместных столов нежелательно, так какиначе дети во время занятий будут сидеть спиной к свету. Такимобразом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительныхрасстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиеническихусловиях, при неправильной посадке и, особенно, при неблагоприятныхусловиях освещения.

Правила,которых следует придерживаться

для сохранения хорошего зрения 

I. Правилачтения.

Нельзячитать лежа. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длинепредплечья: от локтя до конца пальцев. Во время занятия рабочее место ребенкадолжно быть хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом.Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайновелики, грозит близорукость. Во время чтения следует делать перерывы от трех допяти минут. Чтобы разгрузить глазную мышцу, рекомендуется выполнять несложныеупражнения для глаз.

Не позволяйте играть на компъютере ребенку младше восьми лет. Школьник закомпъютером может проводить не более 15-20 минут в день. Если работу за этовремя не выполнить, ее надо разбить на части, и через каждые 15 минут делатьперерыв для глаз. Не сажайте малышей перед телевизором раньше 3-х лет. Длядетей до семи лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ недолжна превышать 30 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешитьсмотреть телевизор до 1.5 часов в день.

II. Правила питания.

Большое числонарушений зрения вызвано (либо усилено) употреблением пищи, содержащей многокрахмала, сахара, белка. Чтобы сохранить нормальное зрение, необходимопересмотреть свой рацион: употреблять пищу, полезную для глаз. Это творог, кефир, отварная рыба, говядина,индейка, крольчатина, морковка и капуста, черника, брусника, клюква. Иобязательно зелень – петрушка, укроп. Для глаз полезны поливитамины смикроэлементами.

III. Закаливание ребенка и занятия спортом.

 Рекомендованызанятия спортом (бег, плавание, теннис и др). Все виды спорта, где исключенытравмы головы, полезны для глаз. Травмы головы опасны при существующейблизорукости.

Упражнения для профилактики прогрессированияблизорукости, улучшения циркуляции кровив

1. Быстроморгать в течение 1-2 мин

2. Смотретьпрямо перед собой, поставить палец правой руки по средней линии лица нарасстоянии 25-30 см,перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 сек. Повторить до 10раз.

3. Вытянутьруку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно сгибая руку,приблизить палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнетдвоиться. Повторить 6-8 раз.

4. Закрытьвеки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин.

5. Тремяпальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2сек. снять пальцыс век. Повторить 3-4 раза.

Литература

1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение.«Детство-пресс», С-П., 2002 г.

2. Демирчоглян Г. Г. Детское зрение. «Рипол классик», М.,1998г.

3. Давиденко Э.В. Как улучшить зрение. РИЦ «Орбита», К., 1991 г.

4. Сермеев Б.В. Физическое воспитание детей с нарушениемзрения. К, «Здоровье», 1987г.

5. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящхшкольников, «Просвещение», М., 1982 г.

6. Филатова М.В. Оздоровительные упражнения длявосстановления зрения,  «Издательство«Сова», М, 2007 г.

3 марта 2023 в 09:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.