Детский сад №2, город Макеевка

Консультация педагога-психолога Ящук Р.Ю. для родителей и педагогов. «Особенности агрессивного ребенка»

«Особенности агрессивного ребенка» 

Ребенок с признаками агрессивного поведения встречается почти в каждой группе детского сада. Такого дошкольника не заметить невозможно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки. Агрессивный дошкольник становится большой проблемой для родителей и воспитателей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых. Агрессивное поведение – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится неуверенность малыша в том, что его любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив, то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он  не успокоится  до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему ведет себя так, хотя он заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание.

Агрессивные дети чаще всего не могут оценить свое поведение, они не замечают, что такая манера вести себя приводит к каким-то негативным последствиям. Такие дети часто очень подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину на других, им кажется, что весь мир настроен против них.

Необходимо отметить отличия понятий «агрессия» и «агрессивность»:

Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.

Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия  Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия - этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, об грызании ногтей, частой травматизации.

Причины детской агрессии

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье: гипер и гипоопека. Полное отсутствие контроля, так и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и, в частности, на уровень проявления агрессивного поведения.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два противоположных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Однако, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Только те родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка. Если малыш не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Такой ребенок «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов, и не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам.

Проявлением агрессивного поведения может также стать неуважение к личности ребёнка. Если взрослый, особенно родители, позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов, а также агрессии.

Также, часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения желание дошкольника быть лучшим среди сверстников. Современные герои мультфильмов, художественных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто демонстрируется применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. И ребенок уверен, что такой путь самый удобный в достижении определённого статуса среди сверстников. Поэтому, важно объяснить ребёнку, что есть другие пути стать лучшим: например, через способности и увлечения.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Чтобы выявить агрессивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним.

Критерии агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Как понять, что ребенок агрессивно себя ведет?

На что же следует обратить внимание в поведении ребёнка?

Схема наблюдения за ребенком

•  ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом;

•  часто спорит, ругается с ровесниками и взрослыми; 

•  ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими;

•  не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;

•  намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;

•  часто завистлив, мстителен, помнит об обиде, зачастую хочет отомстить обидчику;

•  не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

• чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Вывод: Агрессия возникает в ходе определенной ситуации, раздражающей ребенка, или провокации со стороны взрослого; практически никогда ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться.

8 февраля 2023 в 20:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.